Основы теории литературы

(Поэтика)

Программа курса

(на основе программы Г.В.Векшина “Поэтика для копирайтеров”)


Тема 1. Предмет поэтики. Словесное искусство и его природа.

  1. Предмет теории литературы (поэтики). Понятие художественной литературы. Словесное искусство в ряду других искусств.
  2. Природа словесного искусства (художественной речи), его отношение к практической речи.
  3. Поэтика как филологическая дисциплина и ее методы. Поэтика и риторика. Поэтика и герменевтика.

Тема 2. Словесное искусство как способ познания.

  1. Субъектно-объектные отношения в эстетической коммуникации.
  2. “Остраннение” как принцип словесного искусства и как повествовательный прием.
  3. Природа эстетического переживания. Смысл “открытия” в искусстве слова. Катарсис.

Тема 3. Словесное искусство как язык. Основы поэтической семантики.

  1. Вещь и знак в языке искусства. Структура языкового знака, варианты отношений между означающим и означаемым. Системные отношения в языке.
  2. Художественный текст как мерцающий (играющий) смысл. Типы языкового знака и их эстетическая реализация.
  3. Иконичность, изобразительные возможности слова; мимесис. Индексация и метонимия.
  4. Метафора как основа поэтической семантики и путь к символизации. Символ и эмблема. Поэтические тропы: сравнение, аллегория, эпитет и др.

Тема 4. Словесное искусство как диалог.

  1. Структура коммуникативного акта в эстетическом общении; "Я", "Ты" и "Он".
  2. Автор и читатель. Автор как конструируемый эстетический субъект; понятие "образа автора".
  3. Диалог как генетическая основа словесного искусства. Диалогические формы в художественном тексте.
  4. Диалог кик игра. Игровая природа словесного искусства.

Тема 5. Словесное искусство как мифотворчество.

  1. Природа мифопоэтического сознания. Поэт и Творец. Архаичные функции создателя текста. Поэт как "установитель (творец) имен". Творческий акт как жертвоприношение: о значении процедуры "разъятия" слова (поэтической грамматики).
  2. Основной миф, его пространственно-временная и сюжетная структура. Хаос и Космос. Миф и ритуал. Формы реализации основного мифа в литературе.
  3. Мифологема и символ. Архетипическое в словесном искусстве.

Тема 6. Картина мира в словесном искусстве.

  1. Понятие художественного пространства. Семантическая оппозиция как принцип организации художественного текста. Конфликт.
  2. Проблема выбора и система ценностей. "Концепт" в языке и художественном мире писателя.. Индивидуальные и национально-культурные концепты.
  3. Художественный мир писателя и индивидуальный стиль (идиостиль).
  4. Национальная картина мира и язык национальной культуры. Семантические универсалии языка русского искусства.

Тема 7. Происхождение сюжета и его типология.

  1. Сюжет и сюжетное пространство. Проблема происхождения основных типов сюжета. Сюжет и фабула. Сюжет и интрига.
  2. Герой в пространстве произведения. Типы героев в различных видах литературы и различных художественных (исторических и национально-культурных) системах.
  3. Событие в сюжетом развертывании произведения.
  4. Сюжетные функции персонажей и предметов. "Готовые предметы".

Тема 8. Синтактика и семантика стихотворной речи.

  1. Механизм “обманутого ожидания” в развертывании художественного текста.
  2. Оппозиция "стих - проза", ее история. Структурные и функциональные особенности стиха. "Единство и теснота стихового ряда".
  3. Смысл параллелизма. Параллелизм и хиазм.
  4. Особенности синтаксиса стихотворной речи. Роль порядка слов в поэтическом и прозаическом тексте.
  5. Основные фигуры поэтической речи: анафора, эпифора, стык (подхват), кольцо (скобка), градация. Их роль в композиции текста.

Тема. 9. Метрика и ритмика. Фоника.

  1. Метр и ритм, их борьба как структурный принцип стиха.
  2. Основные понятия метрики, ритмики, строфики.
  3. Важнейшие системы стихосложения. Основные размеры русского стиха и их семантический ореол.
  4. Ритм и синтаксис. Ритмико-синтаксические клише.
  5. Формы и функции звукового повтора. Рифма, ее история и основные типы.

Тема 10. Основы теории прозы. Принципы повествования.

  1. Точка зрения как конструктивная основа прозы. Основные семантические противопоставления, определяющие выбор позиции автора и повествователя.
  2. "Изображающее" и "изображенное" слово. Основные типы повествования в прозе.
  3. Типы изложения: описание, повестование, рассуждение.
  4. Роль дейктических, модальных и стилистически окрашенных речевых средств в художественном произведении.
  5. Сказ. Способы конструирования речевой роли повествователя.

Тема 11. Роды и виды литературы. Понятие жанра.

  1. История понятий рода и вида художественного произведения. Эпос и лирика.
  2. Поэзия и проза, их историческое и синхронно-типологическое соотношение.
  3. Идея жанра. Жанр и стиль. Принципы жанрообразования.
  4. Происхождение драмы. Особенности драматических жанров.
  5. Поэтические жанры и их эволюция. Смысловые и конструктивные особенности лирики. Характеристика основных книжных жанров поэзии. Ода; басня; поэма; баллада; эпиграмма; элегия.
  6. Жанрообразующие признаки прозы и их историческая динамика.

Тема 12. Художественная литература и фольклор.

  1. "Авторские" и "неавторские" формы словесности. Природа фольклора, его устное бытование; адресат как потенциальный исполнитель; изменяемость текста; приоритет сверхличного над личным в фольклорной коммуникации;
  2. Элементы антиповедения в литературе и фольклоре, карнавальность (моделирование "изнаночного бытия"), стихийность; ритуальный компонент.
  3. Роль клише в литературе и фольклоре.
  4. Основные жанры фольклора. Продуктивные жанры современного фольклора. Взаимодействие книжных и фольклорных жанров в истории словесности.

Тема 13. Формы художественного сознания и механизмы литературной эволюции.

  1. Причины и закономерности эволюции литературных форм и эстетических представлений.
  2. Историческая динамика форм культурного (литературного) сознания европейской цивилизации. Античность - средневековье - возрождение - классицизм - романтизм - реализм - модернизм.
  3. Литературные методы и литературные направления. Значение и особенности переходных и эклектичных форм в истории литературных методов; барокко и рококо, сентиментализм, соцреализм.
  4. Основные семиотические характеристики культуры и литературы модернизма. Направления и течения модернизма в словесном искусстве.
  5. Тенденции современного литературного процесса.

 

Основную и дополнительную литературу по курсу см. в разделах Библиография и Тексты.

Poetica